Показать меню

"Превратили проблему в шоу": Кадыров прокомментировал списание долгов за газ жителям Чечни 03.02, 21:32 Мадуро разорвал дипломатические отношения Венесуэлы и США после твита Трампа Мадуро разорвал дипломатические отношения Венесуэлы и США после твита Трампа 03.02, 18:38 От подделки документов до убийств: в чем подозревают друга Канделаки, сенатора от Карачаево-Черкесии Рауфа Арашукова От подделки документов до убийств: в чем подозревают друга Канделаки, сенатора от Карачаево-Черкесии Рауфа Арашукова 03.02, 17:29 Путин отодвинул в сторону охранника, чтобы пообщаться с петербуржцами Путин отодвинул в сторону охранника, чтобы пообщаться с петербуржцами 03.02, 16:44 "Еду как на расстрел": мать девочки, попросившей для мамы мотоблок, затравили на работе 03.02, 16:44 "Продать русским? Нет!": Зеленский объяснил, почему "кормится" в России 03.02, 16:40 "Завышенные требования - не есть хорошо": алтайская чиновница пополнила копилку глупых высказываний российских чиновников 03.02, 16:37 Кремль отреагировал на задержание сенатора Арашукова Кремль отреагировал на задержание сенатора Арашукова 03.02, 16:35 "За зарплатой следите": Путин осадил радостного министра 03.02, 16:35 На Тайване туристы застряли вниз головой на самом страшном аттракционе в мире На Тайване туристы застряли вниз головой на самом страшном аттракционе в мире 03.02, 16:35
14 дек 13:25Наука

Ученые: каждый девятый россиянин является носителем опасных мутаций

Специалисты компании Genotek в лабораториях компании в Москве

МОСКВА, 14 дек — РИА Новости. Генетики выяснили, что примерно 11% россиян являются носителями хотя бы одной мутации, связанной с развитием возрастных и генетически обусловленных болезней, сообщает пресс-служба медико-генетического центра Genotek.

Так художник представил себе процесс починки одиночных разрывов в спирали ДНК
"Небольшие дозы аспирина могут помочь носителям мутаций в генах F2 и F5 предотвратить возникновение раннего инфаркта миокарда.  Если носители мутаций в гене PKD1, связанных с поликистозом почек взрослого типа, будут знать о наличии этого заболевания, ограничение физических нагрузок и избегание переохлаждения помогут существенно снизить риск возникновения хронической почечной недостаточности", — объясняет Елена Окунева, врач-генетик компании.

Мутации, вопреки общепринятым представлениям, появляются в ДНК практически постоянно. Мелкие отличия, связанные со случайными мутациями, есть даже в геномах однояйцовых близнецов. Генетический материал детей содержит, как правило, две новые мутации по сравнению с устройством ДНК их родителей, а в среднем неродственные друг другу люди различаются на 10-20 тысяч уникальных "опечаток" в структуре генов.

Как считают ученые, большая часть этих мутаций (примерно 90%) безвредны и почти никак не влияют на жизнь носителя, и лишь 10% ухудшают работу клеток или, наоборот, меняют ее в положительную сторону. Масштаб этих изменений не зависит от размеров мутаций — примерно треть тяжелых наследственных болезней вызывают "опечатки" в генах длиной всего в один нуклеотид — "букву" ДНК.

Ученый с моделью ДНК в пробирке

Специалисты компании Genotek воспользовались данными, собранными в ходе изучения геномов клиентов, чтобы оценить, как часто подобные мутации встречаются среди жителей России и ближнего зарубежья.

В общей сложности они проанализировали результаты генетических тестов 1579 человек в возрасте от 20 до 55 лет, среди которых было примерно поровну представителей слабого и сильного пола. При помощи специальных микрочипов, способных распознавать вариации генов, ученые попытались найти в ДНК россиян 700 тысяч распространенных версий мелких "опечаток" и понять, как часто они встречаются.

Ученый делает тест в лаборатории

Оказалось, что примерно каждый сотый житель России является носителем мутаций, связанных с болезнью Альцгеймера и пигментным циррозом, а каждый пятидесятый — "опечаток" в ДНК, вызывающих поликистоз почек. Вдобавок примерно у 2% обследованных обнаружены мутации, связанные с развитием тромбофилии.

Эти сведения, как отмечают ученые, интересны не только для коллег, занимающихся изучением таких заболеваний, но и для самих носителей мутаций, поскольку позволяют оценить все факторы риска и максимально снизить вероятность развития болезней.