Показать меню

"Превратили проблему в шоу": Кадыров прокомментировал списание долгов за газ жителям Чечни 03.02, 21:32 Мадуро разорвал дипломатические отношения Венесуэлы и США после твита Трампа Мадуро разорвал дипломатические отношения Венесуэлы и США после твита Трампа 03.02, 18:38 От подделки документов до убийств: в чем подозревают друга Канделаки, сенатора от Карачаево-Черкесии Рауфа Арашукова От подделки документов до убийств: в чем подозревают друга Канделаки, сенатора от Карачаево-Черкесии Рауфа Арашукова 03.02, 17:29 Путин отодвинул в сторону охранника, чтобы пообщаться с петербуржцами Путин отодвинул в сторону охранника, чтобы пообщаться с петербуржцами 03.02, 16:44 "Еду как на расстрел": мать девочки, попросившей для мамы мотоблок, затравили на работе 03.02, 16:44 "Продать русским? Нет!": Зеленский объяснил, почему "кормится" в России 03.02, 16:40 "Завышенные требования - не есть хорошо": алтайская чиновница пополнила копилку глупых высказываний российских чиновников 03.02, 16:37 Кремль отреагировал на задержание сенатора Арашукова Кремль отреагировал на задержание сенатора Арашукова 03.02, 16:35 "За зарплатой следите": Путин осадил радостного министра 03.02, 16:35 На Тайване туристы застряли вниз головой на самом страшном аттракционе в мире На Тайване туристы застряли вниз головой на самом страшном аттракционе в мире 03.02, 16:35
14 дек 12:27Наука

Генетики раскрыли секрет семьи из Италии, не чувствующей боли

Ученый с моделью ДНК в пробирке

МОСКВА, 14 дек – РИА Новости. Пожилая женщина из Италии, две ее дочери и три внука не чувствуют боль из-за мутации в гене ZFHX2, который отвечает за сборку большинства компонентов рецепторов боли в нервных клетках, говорится в статье, опубликованной в журнале Brain.

Голый землекоп
"Если члены этой семьи ломают руки или ноги, то они изначально чувствуют небольшую боль, но она быстро проходит. К примеру, Летиция сломала плечо, когда каталась на лыжах, не заметила этого и продолжала кататься весь день. О переломе она узнала только на следующий день", — заявил Джеймс Кокс (James Cox) из университетского колледжа Лондона (Великобритания).

В геноме человека и других животных с разветвленной нервной системой есть несколько десятков генов, которые отвечают за взаимодействие с окружающей средой и выработку сигналов опасности. Самым эффективный и универсальный из этих сигналов — чувство боли, помогающее людям запоминать опасные предметы и явления и избегать их в будущем.

Соответственно, если такие гены ломаются, то их обладатель либо перестает чувствовать боль вообще, либо чувствует только некоторую. Яркий пример — капские голые землекопы, небольшие грызуны, почти не реагирующие на кислоты, огонь и многие другие раздражители из-за мутаций в генах, отвечающих за передачу сигналов боли в мозг.

Кокс и его коллеги раскрыли генетические секреты уникальной итальянской семьи — 78-летней бабушки, ее 50-летних дочерей и внуков-подростков, которые могут посоперничать с земплекопами в нечувствительности к боли.

Так художник представил себе нейрон, покрытый опиоидными рецепторами

Впервые о семье "суперменов" ученые узнали в 2008 году, когда о ней рассказали итальянские врачи. Ее члены нередко получали переломы или сильные ушибы и порезы и не замечали этого, продолжая действовать руками и ногами, как будто они не были сломаны.

Медики долгое время не могли понять, как это получилось, – эти люди не чувствовали самой серьезной боли, связанной с повреждениями костей и мышц, но при этом часто жаловались на головную боль и резь в кишечнике, а также на неприятные ощущения во время родов. Чтобы прояснить вопрос, ученые расшифровали ДНК членов семьи и изучили структуру всех генов, связанных с болевыми ощущениями.

Как оказалось, причиной развития "суперспособности" стала одиночная мутация в гене ZFHX2, который играет роль своеобразного регулятора чувствительности нервных клеток при реакции на различные болевые стимулы.

Кормление мыши

Заинтересовавшись ролью этого гена в работе "центра боли" в мозге, ученые сначала полностью удалили его из ДНК мышей, а потом пересадили им "мутантную" версию ZFHX2. В результате грызуны практически полностью перестали реагировать на тепло, ожоги, жгучие вещества и прочие болевые стимулы, потому что поменялась работа 16 других генов, активностью которых управляет ZFHX2.

Это открытие, как отмечает Кокс, может помочь ученым создать препараты, которые подавляли бы его и временно "отключали" боль. Что касается итальянской семьи, то ученые предложили ее членам пройти обратную процедуру и вернуть чувство боли, но те ответили отказом.